Социально-психологическая служба сопровождения

ГБОУ СОШ №453 имени Сергея Жукова

  педагог-психолог Громова Ольга Сергеевна

                                                                                                    

 

Мышление

 

Советы педагогу, родителям по развитию мышления


   Для развития мышления важно брать за основу не только учеб­ный материал, но и использовать различные жизнен­ные ситуации.  Содержание заданий необходимо постепенно усложнять, а объем их — увеличивать. Не­пременным условием проведения занятий является просьба к ребенку словесно объяснить, почему именно так он выполнил то или иное задание.

   Один из эффективных способов развития мышления младших школьников — целенаправленное формирова­ние у них умственных действий в процессе обучения. Причем здесь речь идет не о каких-то особых програм­мах. Это можно делать на материале различных учеб­ных программ и на разных уроках.

Учитель очень часто на уроках предлагает ученикам что-то сравнить, провести анализ или сделать вывод, обобщить, но при этом, к сожалению, не сообщает уча­щимся, как же это правильно выполнить.

Развивающий эффект будет гораздо выше, если, пе­ред тем как предложить учащимся что-нибудь срав­нить, учитель назовет (напишет на доске) те операции, которые надо для этого совершить. Затем даст задание, где необходимо выполнить ту или иную операцию. Обя­зательным условием при этом выступает чередование реального осуществления мыслительных операций и их словесного объяснения.

 

   Вот, например, из каких операций состоит умст­венное действие сравнения:

1. Определить, для чего должно быть произведено сравнение, какова его цель.

2.  Выделить различные признаки сравниваемых объектов.

3. Определить возможные линии сравнения в соот­ветствии с поставленной целью и обнаруженными при­знаками.

4.  Установить общие признаки по каждой из наме­ченных линий сравнения.

5. Определить степень существенности общих и осо­бенных признаков по каждой линии сравнения.

6.   Соотнести полученные данные по всем линиям.

7. Сформулировать вывод о сходстве и различии данных объектов в соответствии с поставленной целью.


   Структура  умственного действия обобщения:

1.   Определить, для чего должно быть совершено обобщение.

2.   Определить различные признаки обобщаемых объектов.

3. Выделить общие признаки обобщаемых объектов в соответствии с намеченной целью.

4. Определить степень существенности выделенных общих признаков в соответствии с поставленной целью.

5. Сформулировать вывод об общности объектов или о возможности включения данного объекта в систему родственных по существенному признаку объектов.


   Структура умственного действия классифика­ции:

1. Определить, для чего должна быть проведена классификация, какова ее цель.

2.   Определить различные признаки объектов, под­лежащих классификации.

3. Сравнить между собой объекты по общим и осо­бенным признакам (выполнение этой операции включа­ет в себя систему операций умственного действия срав­нения) в соответствии с поставленной целью.

4. Выделить линии или основания для классифика­ции в соответствии с намеченной целью и обнаружен­ными общими или особенными признаками и назвать их.

5.   Разделить объекты по намеченным линиям или основаниям.

6.   Назвать каждую выделенную группу объектов.

7. Сформулировать вывод о том, что разделение объектов по намеченным основаниям и объединение их в группы произведено в соответствии с поставленной целью.

 

   На первый взгляд кажется, что операций в каждом умственном действии много. Естественно, что младшим школьникам не следует предъявлять все сразу. Это на­до делать постепенно, но систематически, на разных учебных предметах, и тогда каждая последующая опе­рация будет усваиваться быстрее и успешнее. При этом важно донести до ученика, что если он научится четко выполнять то или иное действие, то будет глубже по­нимать учебный материал и лучше учиться, у него будут активно развиваться мышление, память, воображение.

Дата последнего обновления страницы 16.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»